* 2006-2007
stagematrix.vtheatre.net & filmplus.org/cine101
vtheatre
T-blog [director's notes]

NEW: 2006 - 2007 - 2008 R/G are Dead

...



TOPICS: drama + comedy + postmodern + american age + self + future + others + death + resurrection + present + sex + past + communism + + god + family + bad subjects
2007 ... Михаил Бахтин. Рабле и Гоголь

Rable in Russian *

links

Наследие Бахтина Цветан Тодоров

* Bakhtin I in Russian * [ russianway.rchgi.spb.ru ]

Bakhtin II in Russian * [ philosophy.ru ]

Chronotope: Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Поэтому хронотоп в произведении всегда включает в себя ценностный момент, который может быть выделен из целого художественного хронотопа только в абстрактном анализе. Все временно-пространственные определения в искусстве и литературе неотделимы друг от друга и всегда эмоционально-ценностно окрашены. Абстрактное мышление может, конечно, мыслить время и пространство в их раздельности и отвлекаться от их эмоционально-ценностного момента. Но живое художественное созерцание (оно, разумеется, также полно мысли, но не абстрактной) ничего не разделяет и ни от чего не отвлекается. Оно схватывает хронотоп во всей его целостности и полноте. Искусство и литература пронизаны хронотопическими ценностями разных степеней и объемов. Каждый мотив, каждый выделимый момент художественного произведения является такой ценностью. (Time + Space pages in THR Theory)

...

"Dialogue"

Диалогическое понимание культуры предполагает наличие общения с самим собой как с другим. Мыслить - значит говорить с самим собой... значит внутренне (через репродуктивное воображение) слышать себя самого”, - по утверждению Канта (1. С.20). Внутренний микродиалог является составной частью идеи диалога культур. Общение с другим через произведение, текст предполагает микродиалог в Большом времени культуры.

filmplus
2005 & After

PoMo-Stirner

К философии поступка: "Каждая мысль моя с ее содержанием есть мой индивидуально-ответственный поступок, один из поступков, из которых слагается вся моя единственная жизнь как сплошное поступление, ибо вся жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок: я поступаю всей своей жизнью, каждый отдельный акт и переживание есть момент моей жизни-поступления." *

Very important for acting theory! Thought, emotion as act. Language as action. Be and Becoming...

...

2007 from Bakhtin in Theatre Theory :

...

Questions, Links

Bakhtin's References * Bakhtin and Hypertext * On Bakhtin list *

Notes

Михаил Бахтин -- Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. Серия: Academia

...

2007-2008 - see Russian Pages @ teatr.us


index * Script * DramLit * Playscript Analysis ** VIRTUAL THEATRE * Classes * Film-North: SUBJECT pages * Plays in Russian * Classes * Plays * Aesthetics * Theatre w/Anatoly * Write * * My Nonfiction (webtexts): Theology of Technology * POV * PostAmeriKa * Father-Russia * SHOWS * The Book of Spectator filmplus.org/thrtheatre theory * Anatoly Film Blog - News + theatre blog *

Bakhtin in THR Theory

культура> личность> самодетерминация> диалог> текст> произведение> понимание> гуманитарное мышление> творчество> смысл

ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА

Третья страница Бахтина... Конечно, меня интересует применение теорий Б. к театру. Собирал сноски и цитаты, чтобы однажды додумать и дописать, но кажется, этот день так и не придет... АА.

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) - крупнейший мыслитель XX века, работы которого в области философии и филологии ныне считаются классическими. Родился в Орле. Окончил филологический факультет Петроградского университета. С 1920 начал педагогическую и литературную деятельность. В книге "Проблемы творчества Достоевского" (1929) вводит в обиход филологии представление о "полифонизме" текста, то есть таком типе повествования, когда слова героев звучат как будто из разных независимых источников - так игра разных инструментов в ансамбле образует полифонию. В противовес "монологическому" слову большинства писателей проза Достоевского "диалогична". Философское понимание культуры как диалога, вырастающее у Бахтина из наблюдений над прозой Достоевского, привело к революции в социолингвистике и заложило основание современной культурологии.
Переворот в теории литературы вызвала работа Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (завершена в 1940, опубликована в 1965). Бахтин показал, что литература имеет корни в "народных праздниках" - карнавалах и мистериях древности. В целом работы Бахтина, посвященные исследованию западной литературной традиции, остаются революционными до сих пор и по сути открывают целый новый мир - мир мифо-ритуальной традиции, которую Бахтин увидел в карнавале и связал с народной смеховой культурой . Сейчас становится ясно, что дело не столько в "народности" этой культуры, сколько в ее традиционной обрядовости, которая позволяет передавать предания из глубины веков "живым примером", вне письменной фиксации.
Для творчества Бахтина была характерна социологическая направленность. Ряд своих работ, как считают некоторые исследователи-литературоведы, он опубликовал "под маской", пользуясь псевдонимами "В. Н. Волошинов" (книга "Философия и социология гуманитарных наук") и "П. Н. Медведев" (книга "Формальный метод в литературоведении"). В настоящее время исследованию творчества Бахтина посвящены десятки монографий, выходят специальные журналы, где наследие мыслителя рассматривается с разных сторон (например, журнал "Диалог, Карнавал, Хронотоп"). Наблюдается и определенное недопонимание позиции и представлений Бахтина - ряд западных исследователей упрощает его идеи, сводит открытия Бахтина, в частности его представления о карнавализации бытия, к воспеванию "телесного" и индивидуалистического начала в человеке. Сам же Бахтин в своей работе "К философии поступка" ясно говорил об "архитектонике личности" как необходимости жить не в сфере абстракций, а в реальном мире - и отвечать за свои поступки. Труды Бахтина дали мощный импульс развитию целого ряда научных дисциплин - и пусть некоторые идеи были намечены им приблизительно, ныне они получают развитие и продолжение в работах целых научных школ.
Бахтин писал о критерии истинности гуманитарного знания, ключевым моментом которого является "выяснение внутреннего ядра личности, в отношении которого возможно только чистое бескорыстие". Мировая наука получила в лице Бахтина не просто одного из наиболее глубоких мыслителей XX в. - русский ученый с его идеями культуры как диалога поставил проблему, к которой западная философия не была готова. Заметим, что сам ученый прожил жизнь, которая кажется в некотором смысле "сказочной", исключительной: он смог плодотворно работать все время, не поступаясь своим личным и научным достоинством.
С 1957 руководил кафедрой литературы Мордовского государственного университета в Саранске. *

long bio Russian

Михаил Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Введение

Михаил Бахтин. Рабле и Гоголь

Диалогический принцип Михаила Бахтина

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ БАХТИН

...

Overall Concept of "Dialogism":

Культура

форма бытия и общения людей (1) -- Самодетерминация индивида в горизонте личности (2) -- изобретение “мира впервые” (3)

Когда мы говорили о культуре как общении людей различных культур, то подразумевали культуры прошлые, настоящие и будущие, которые встречаются (общаются) в настоящем времени. Культура как общение живет не только в настоящем, но и обладает определенной формой - эта форма произведения, которое понимается как “форма общения индивидов” в горизонте общения личности ... (1. С.289 ).

1. -- диалог есть всеобщая основа человеческого взаимопонимания; “Диалогические отношения ... - это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение... Где начинается сознание, там ... начинается и диалог”. (4. С.92);

2. -- диалог как всеобщая основа всех речевых жанров. “Жанр есть не что иное, как кристализованная в знаке историческая память перешедших на уровень автоматизма значений и смыслов. ...Жанр - это представитель культурно-исторической памяти в процессе всей идеологической деятельности... (летописи, юридические документы, хроники, научные тексты, бытовые тексты: приказ, брань, жалоба, похвала и т.д.)” (4. С.102);

3. -- несводимость диалога к общению, иначе говоря, диалог и общение не тождественны, но общение включает в себя диалог, как форму общения. “Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, - с ними можно только диалогически общаться... В каждом слове звучал ... спор (микродиалог) и слышать отголоски большого диалога”. (1. С.19).

Next: Bakhtin Page
[ ... "русские страницы" (на русском) о театре не собраны в одном месте -- Русско-Американский Театр? ]
From Russian Theatre
Stanislavsky as Turgenev?
From Russia XX

Film-North * Anatoly Antohin. rate

support pages: 0 & 1 * appendix * new * notes * dictionary * glossary * list * biblio * books * references * forum * papers * 600

See who's visiting this page.

М.М.Бахтин родился 17 (5) ноября 1895 года в городе Орле. Отец будущего великого ученого — банковский служащий, часто переезжающий с семьей из одного города в другой: Вильнюс, Одесса. Гимназию Михаил Бахтин окончил в Одессе и здесь же поступил в университет, который тогда назывался — Новороссийский (1913). В 1916 году Михаил Бахтин переводится в Петроградский университет на тот же самый, историко-филологический, факультет. Болезненный худенький юноша (Бахтин страдал хроническим остеомиелитом — воспалением костного мозга) со страстным увлечением занимается древними и новыми языками. Позднее Михаил Михайлович в справке о трудовом стаже отметил, что хорошо знает древнегреческий, латинский, английский, немецкий, французский языки, слабо — итальянский и датский. Одновременно с занятиями языками студент Бахтин углубленно изучает следующие предметы: общее языкознание, литературоведение, философия, история мировой культуры.

Весной 1918 года Бахтин закончил университет. После этого молодой неокантианец уезжает работать в городок Невель (ныне в Псковской области). Здесь в единой трудовой школе 2-й ступени и в учительской семинарии начинается трудовая Голгофа будущего блистательного ученого. В местном альманахе «День поэзии» (1919) вышла первая работа молодого ученого «Искусство и ответственность». В этой короткой, как выдох, статье тем не менее отчетливо проступают своеобычность и глубина мысли Бахтина:
«Правильный, не самозваный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что искусство и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством.
Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности».

Осенью 1920 года Михаил Бахтин переезжает в город Витебск. В местном педагогическом институте с октября того же года молодой ученый преподает всеобщую литературу, а с декабря начинает вести историю музыки и философию музыки (музыкальная эстетика) в Витебской консерватории.

Мало того, на общественных началах (!) Михаил Бахтин трудится в политотделе 5-й Витебской стрелковой дивизии, выступает с чтением циклов лекций в Витебской советско-партийной школе 2-й ступени, в литературной студии, на предприятиях.

Внешне тщедушный и слабосильный Бахтин обладал поистине титанической силой духа: мощным волевым порывом он растягивает «временной эспандер», и, в без того перенасыщенную творческую жизнь, вмещает работу над несколькими книгами одновременно.

Осенью 1924 года Михаил Бахтин вместе с женой Еленой Александровной переезжает в Ленинград. Неутомимый интеллектуальный труженик, Михаил Михайлович возобновляет «кантовский семинар», начатый им еще в Невеле. Молодая чета жила на мизерную пенсию по инвалидности; Елена Александровна занималась набивкой чучел. На «домашних» философских лекциях Бахтина можно было наблюдать следующую картину: кто-нибудь из друзей больного ученого ставил перед дверью тарелку, куда посетители бросали кто сколько мог...

В год «великого перелома» Михаила Бахтина арестовали. Ему инкриминировали подготовку политического заговора против пролетарского государства. Ссылка на печально известные Соловки ввиду тяжелой болезни была заменена «поездкой» в Кустанай. Но судьба одарила ученого горько-ироничной и скупой, а все же улыбкой счастья: книга о Ф.М.Достоевском вышла в свет тогда, когда автор находился под следствием.

Ныне это всемирно известный научный труд — «Проблемы поэтики Достоевского».

Невозможно без профанации дать смысловую отжимку глубочайшего и проблемного исследования Бахтина. Но можно попробовать эмоциональными красками «оживить» научный переворот и взрыв, произведенный в литературоведении Бахтиным монографией о Достоевском-художнике, о Достоевском-новаторе романной формы.

Хотят признавать многие псевдоученые или не хотят, а произошло следующее: Бахтин вырыл глубокий и широкий канал между истинным литературоведением и «научно безответственной, но претендующей на глубокомыслие болтовней». Следующее — Бахтин актуализировал еще тогда, в 1929 году, проблему диалога, которую впервые на высочайшем художественном уровне воссоздал в своих произведениях Достоевский. И последнее — без освоения в общенациональном масштабе творческого гения Федора Михайловича Достоевского, без основательной проработки труда Бахтина о поэтике «жестокого таланта» мы в обозримом будущем не услышим друг друга ни на каком уровне общения. Альтернатив нет. Мудрые японцы уже поняли это: они изучают в школах и Достоевского, и Бахтина!..

В 1934 году срок ссылки Бахтина в Кустанае истек, но ехать было практически некуда: в крупных городах жить не разрешалось. В конце 1937 года Бахтин поселяется в городке Савелово на Волге. В следующем году болезнь вынуждает Бахтина отважиться на операцию: ампутацию ноги.

В 1940 году несгибаемый и тихомужественный Михаил Бахтин завершил работу над грандиознейшим, без всякого преувеличения, научным трудом — «Франсуа Рабле в истории реализма». В наши дни всемирно известное исследование Бахтина носит принципиально другое название — «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». А тогда, перед самой войной, рукописи были сданы в Институт мировой литературы им. Горького (Москва) и в институт западноевропейских литератур АН СССР (Ленинград). Чуть позже Михаил Михайлович сдал в Институт мировой литературы две рукописи: «Теория романа» и «К истории менипповой сатиры».

Летом 1941 года Бахтин поселяется в Подмосковье, в селе Ильинском Кимрского района. Поначалу он учительствует в Ильинской средней школе, а затем — в средних школах Кимры. Преподавал Михаил Михайлович русский и немецкий языки, литературу.

... В сентябре 1945 года Бахтина утверждают в должности заведующего кафедрой всеобщей литературы Мордовского педагогического института имени А.И.Полежаева (ныне — Мордовский государственный университет). Через год, в ноябре 1946 года, в Институте мировой литературы состоялась защита диссертации о творчестве Франсуа Рабле: через шесть лет после представления рукописи! Научно-теоретический уровень исследования оказался настолько высоким, что официальные оппоненты (доктора филологических наук А.А.Смирнов, И.М.Нусинов и доктор искусствоведения А.К.Дживелегов) поставили вопрос о присуждении Бахтину степени доктора филологических наук.

Но — на дворе-то шел 1946 год. А в исследовании Бахтина говорилось о народной смеховой карнавальной культуре, веками противостоящей официальному государственному сознанию. Бахтин в наших глазах полузнаек реабилитировал «мрачное» средневековье. И в эпоху феодализма народная жизнь бурлила полнокровной и яркой внешней и внутренней системой:
«Особо важное значение имела отмена во время карнавала всех иерархических отношений. На официальных праздниках иерархические различия подчеркнуто демонстрировались; на них полагалось являться во всех регалиях своего звания, чина, заслуг и занимать место, соответствующее своему рангу. Праздник освящал неравенство. В противоположность этому на карнавале все считались равными.
... На фоне исключительной иерархичности феодально-средневекового строя и крайней сословной и корпоративной разобщенности людей в условиях обычной жизни этот вольный фамильярный контакт между всеми людьми ощущался очень остро и составлял существенную часть общего карнавального мироощущения. Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений. Отчуждение временно исчезало. Человек возвращался к себе самому и ощущал себя человеком среди людей. И эта подлинная человечность отношений не была только предметом воображения или абстрактной мысли, а реально осуществлялась и переживалась в живом материально-чувственном контакте...»

Только сопоставим написанное Бахтиным об «ужасном» средневековье с тем, что творилось в нашей официальной государственной культуре в послевоенное время. Так что можно считать вновь ухмылкой фортуны тот факт, что в возрасте 51 года Михаил Михайлович становится кандидатом филологических наук...

Осенью 1969 года Бахтин выехал из Саранска на лечение в Москву. По выходе из больницы он оказался в доме для престарелых в городе Климовске (близ города Подольска), где в 1971 году похоронил Елену Александровну. Это еще больше подорвало его здоровье.

За несколько лет до своей кончины ученый получил квартиру в Москве. Но как же поздно все это произошло! Правда, в последние годы его жизни о Бахтине заботились «шестидесятники» ХХ века. И каждому из нового поколения Бахтин подсказал и помог самоопределиться в науке и культуре. После же ухода Бахтина из жизни все те, кто общался с ним и друг с другом, как-то незаметно поляризовались, рассыпались, как атомы молекулы, потерявшие аккумулировавшее их ядро.

М.М.Бахтин скончался седьмого марта 1975 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. *